ВВЕДЕНИЕ
Редко в
нынешние времена можно встретить наименование - Задонская степь. Это была часть
Области войска Донского по левобережью Дона от реки Арчеды до долины Маныча,
ныне территория Дубовского и других районов района Ростовской области. Здесь в
Калмыцком (Сальском) округе в XIX - начале XX века размещались кочевья, а затем калмыцкие казачьи
станицы и хутора.
Работа не
претендует на исследование истории донских калмыков, сделана попытка рассказать
о становлении, жизни калмыцких станиц Потаповской, Чунусовской, Эркетинской и
их юртовых хуторов, располагавшихся на землях современного Дубовского района.
По данной
тематике в дооктябрьский период были опубликованы труды полковника Генерального
штаба Н.А. Маслаковца, где содержатся сведения о взаимоотношениях донских
казаков с калмыками в XVII веке. И.И. Попов осуществил этнографическое описание
донских калмыков. В работах С.Ф. Номикосова представлен материал о развитии
калмыцкого скотоводства.
Академик,
доктор исторических наук К.П. Шовунов опубликовал научно-исследовательский труд
«Калмыки в составе казачества России». Становление калмыцких казачьих поселений
на Дону стало предметом исследования Г.Е. Цапник. М.И. Гучинов изучил отношения
калмыков с донскими казаками во второй половине XVII века. К.Н. Максимов исследовал
военную интеграцию калмыков с донскими казаками в первой четверти XVIII
века. Историк
Е.Н. Бадмаева опубликовала работу «Донские калмыки-казаки в период голода 1933
г.»
Немалый
интерес вызывают краеведческие работы главного библиографа-исследователя КИГИ
РАН П.Э. Алексеевой. Опубликована её книга «Станица
Граббевская (XVII век - декабрь 1943 г.)», а также работы об этническом
составе донских калмыков.
Тщательно
проработаны вопросы истории Сальского казачьего округа в книге Л.П.
Александровской «Судьбою связаны одной». Это многоплановое произведение,
рассказывающее о событиях, происходивших в Сальских степях, первая книга о
самом молодом округе Области войска Донского.
Чаще стали
публиковаться исследования калмыцких эмигрантов. Начиная с 1980-х годов, стали
выходить работы А. Борманджинова по истории донских калмыков, а также Б.Н.
Уланова, С.Б. Балыкова, И. Михалинова, Л. Монтукова, П.С. Джевзинова. Опубликованы
очерки А. Ленивова «Донские калмыки», Е.С. Ремилевой-Шлютер «Домом стал приют
в Дорнштадте», она выпустила в Германии
книгу о судьбах калмыков-эмигрантов.
В газете «Известия Калмыкии» регулярно
освещаются вопросы истории Донского калмыцкого казачества. Это статьи П.Э.
Алексеевой «Бакши Эркетеневского хурула Дамбо Ульянов», Л. Илишкина «Н. Уланов
и Д. Ульянов - разведчики Российской империи». Имеются статьи по истории
калмыков-казаков, написанные руководителями Союза казаков Калмыкии (Э.
Манжиков).
Писатель Н.Д.
Илюмжинов в книгах «Абиль», «Предки. Факты. Время.» рассказал об истории донских
калмыков, их быте и верованиях, в его работах повествуется об экономическом
укладе калмыцких станиц.
Донской
писатель Г.С. Колесов в книгах «Белый снег», «Казаки - люди Боговы» повествует
о горькой судьбе донцов и калмыков-казаков в годы Гражданской войны.
В книге В.А.
Дронова «Очерки истории Дубовского района» опубликована глава «Бузавы», в
которой повествуется о быте и жизни донских калмыков, проживавших на территории
региона.
Журналисты, краеведы трёх восточных районов
Ростовской области издали несколько сборников, повествующих о совместном житии
калмыков и донских казаков, крестьян. Выпущена книга об истории Заветинских
сельских поселений «И лишь ковыль о прошлом всё звенит…» под редакцией В.С.
Сокиркина. Ремонтненцы авторским коллективом Е.А. Шипулиной опубликовали свою
подробную историю - «Во имя будущего ремонтненской земли». Под редакцией В.В.
Фонякова вышли историко-краеведческие очерки о Зимовниковском районе «Край, где
мы живём». В этих работах повествуется об истории заселения, о жизни и быте
донских калмыков.
В целом история калмыков-казаков, проживавших
в Задонье, в исторической, краеведческой литературе изучена недостаточно.
Автору этой работы не всегда удаётся понять
менталитет и психологию калмыков того времени. Поэтому он приносит извинения за
неточности и вариативную интерпретацию тех или иных фактов и событий.
КОЧЕВЬЯ, ХОТОНЫ,
ХУТОРА, СТАНИЦЫ
Любой народ
оставляет после себя названия тех или иных элементов земной поверхности. На
территории Дубовского района есть много станиц, хуторов, балок и рек,
получивших своё название от калмыков. Например, гидронимы (наименования водных
объектов) калмыцкого происхождения явно доминируют.
Обозначение
реки Сал с калмыцкого переводится - балка. Другое толкование: калмыки
переправлялись через реку, держась за хвост лошади, а сзади на сухом плотике
«сал» тащили снаряжение и одежду.
Река Кара-Сал
по-калмыцки - чёрный Сал.
Джурак имя
собственное, скорее всего, при наименовании этой реки такой почести был
удостоен богатый калмык Джурак. Другой перевод - быстрый, бурный.
Река Гашун
названа вполне понятно: в переводе с калмыцкого «гашун» - горький, в калмыцких
степях многие реки несут горько-солёную воду. Другое объяснение: наименование
имеет тюркские корни, река получила своё название от имени ногайского мурзы,
кочевавшего в этих местах.
Река Ерик -
проточная вода, русло реки, небольшой ручей.
Около станицы
Эркетинской была пересыхающая речка под названием Уртугур (Уртугул).
Крутой обрывистый склон реки Сал и
простирающаяся за ним возвышенность носит название Ергени, от калмыцкого слова
Эргэ - яр.
Калмыцкие станицы наименовывались в
соответствии с названиями этнических групп. Чунусовская (Баг-Чонса) из
Ики-Чонос - «Большие волки», когда-то они составляли часть древнего этноса
Чинос.
Название станицы
Эркетинской от слова Эрктн - главный, могущественный, обладающий властью, такое
наименование присваивалось особо отличившимся за заслуги перед правителем. Другая
версия - это самоназвание калмыцкого рода Эрктнэ с переводом на русский язык
«Весёлый человек».
Станица
Потаповская ранее была Балдырской сотней. Это имя калмыцкого рода Балдр, из тибетского Бал
Дар, - дарующий счастье, эпитет божества богатства. Затем она получила
наименование от фамилии атамана Войска Донского А.Л. Потапова.
Рядом с ней,
между станицей Андреевской и хутором Сиротским находился какое-то время хутор
Балдырь, Болдырев. Возможно, он был назван в честь Доржи Болдырева, в XIX веке старшины Эркетинской сотни. Другая версия - если
русская женщина выходила замуж за калмыка, дети назвались балдырями,
балдерками. В честь основателя калмыка-метиса, возможно, произошло это
наименование.
До конца XIX века калмыцкие кочевья, затем - населённые пункты
были хотонами, потом они стали хуторами.
Хотон, а потом хутор Худжуртинский существовал до 1926 года. Калмыки назвали
его вдохновенно - «местность, приносящая усладу».
Адьяновы -
калмыцкая фамилия, в хуторе Хурульном проживало четыре семьи Адьяновых, Д. Адьянов
в XIX веке был Чунусовским сотником. Видимо, поэтому новому
хутору, возникшему в 15 километрах от станицы Чунусовской, присвоили такое
необычное для русского языка наименование.
Хутор
Холостонур - бывший калмыцкий хотон Хулуста-Нур, затем временное поселение
Холуста, переводится с калмыцкого как «низина, поросшая камышом». Рядом с ним
находится речка Мыска, по берегам которой растут густые заросли камышей.
В названиях
станиц и хуторов, рек и возвышенностей чувствуются запахи степи, вековая
поэтика древних калмыцких родов.