ОДНО НЕБО, ОДНА СУДЬБА
В начале XVII века в Российское царство из Джунгарии
(Монголия) переселились калмыки,
потомки монгольской этнической
группы ойратов. Причины этого явления пока не устоялись в исторической науке.
Их выдвинуто несколько: воинственная природа кочевников; усиление натиска
халха-монголов, ханьских феодалов и казахских ханов; перенаселенность степи;
необходимость пополнять экстенсивную скотоводческую экономику посредством
набегов на более стабильные земледельческие общества; личные качества
предводителей степных обществ; пассионарность. Ни
одна из концепций пока не отвечает на вопрос: что побудило калмыков на такой путь?
Царь Алексей
Михайлович в 1663 году разрешил калмыкам кочевать по рекам Маныч и Сал. Первые
две довольно большие группы калмыков, кочевавшие по степям Дона вдоль рек
Маныч, Большой и Малый Егорлык и Калаус, были зарегистрированы в 1669 и 1670 годах.
Ими руководили Дугар и Бок. Потом на Дон прибыли еще два улуса владельцев
Ильбека-Батыря и Етисан-Батыря, которые вместе с Боком в 1682 году принесли
присягу донскому атаману Фролу Минаеву и «с своими улусными людьми куран
целовали» в доказательство верной службы в интересах государства и войска
Донского. Массовый
приход калмыков на Дон происходил на добровольных началах, что было для тех
веков редкостью.
В 1694 году на
донских калмыков был распространён статус казаков, выделили земли в
сальских и манычских степях, в 1806 году образовали Калмыцкий округ. Некоторые историки считают, что процесс перехода калмыцких улусов на земли Войска Донского был
следствием внутриусобных войн и нарастающих классовых противоречий.
Этнический
состав донских калмыков был смешанным. Не было ни одной станицы, в которой не
жили бы представители той или иной этнической группы. Однако, по мнению
некоторых историков (К.П. Шовунов), Чоносовская состояла больше из дербетовских
групп, Эркетеневская - из торгоутовских, Балдырская (Потаповская) - из
Чугуевских. Со временем общность донских калмыков стала обозначаться как
локальная, возможно - субэтническая самостоятельная группа калмыцкого этноса.
Донские
калмыки назывались бузаав (бузав, бузава, базовые казаки), это самоназвание, в
смысле - вручили ружьё (оружие), определили на государственную службу. В
калмыцкой речи наименование не склонялось, однако у донских казаков часто
встречается «бузава», «бузавы». Писатель Н.Д. Илюмжинов предложил версию:
«Чтобы отличать донских калмыцких казаков от кочевников, атаман М.И. Платов
приказал называть их «базовыми калмыками. Возможно, от слова «база» и произошло
слово «бузавы».
Среда их
обитания была суровой: засушливый климат, светло-каштановые почвы с солонцами,
полынно-типчаковая растительность, неудовлетворительная обеспеченность водными
ресурсами. Географ В.Ф. Богачёв так описывал климат Задонья: «Вода в реках и
балках горько-солёная и никуда не годная в середине лета и только лишь
небольшие копани, вырываемые на
незначительную глубину в верхних наносах, с трудом удовлетворяют неприхотливого
номада и его скот».
Чуть ли не с самой
весны со стороны Астрахани начинают дуть сильные сухие ветры. К середине лета
степь становится скудной, только наперекор всему гордо качается седой ковыль
вперемежку с сероватой полынью, да по балкам выбивается кермек,
любимый верблюдами. Зимой сорокаградусные морозы убивают всё живое, летом земля
иссушается зноем, стоит изнурительная жара.
Однако есть в
этих просторах притягательная сила. Они манят далью и вольностью взгляда,
вокруг бескрайнее раздолье. Степь кое-где пересекается балками, оврагами. Она
прекрасна весной, когда цветут тюльпаны, земля дышит запахами смешанного
разнотравья. Горько пахнут полынь и чабрец, по берегам речушек выбивается
камыш, чакан.
В Калмыцкой
Степи была собственная система управления. В «Положении об управлении калмыцким
народом» от 1847 года подчеркивалось: «По состояниям калмыцкий народ
разделяется на нойонов, владеющих улусами; на владельцев, имеющих по несколько
кибиток и семейств; на зайсангов родовых, владеющих аймаками, и зайсангов
безаймачных; на духовных, к коим принадлежат Лама и другие лица, и, наконец, на
простолюдинов». Калмыки-простолюдины платили определенные подати нойонам и
зайсангам. И лишь 1892 году калмыки полностью освободились «от обязательного
отношения к их привилегированному сословию».
В отличие от этой системы у донских калмыков никогда
не было податей для аристократии, была установлена совсем иная подчинённость, введена
казачья система управления в сочетании с традиционным национальным
самоуправлением. «Положение от 1835 года» гарантировало донским калмыкам
свободу вероисповедания, обрядов, равенство в отбывании службы и повинностей,
они вошли в состав населения Войска Донского и были подчинены Управлению
войскового казачества.
Состоялось
административное разделение на три улуса: Верхний, Средний и Нижний. Каждый
улус подразделялся на сотни, которых всего было 13, а сотни - на хотуны,
состоявшие из 10-20 кибиток. Южная граница Верхнего улуса простиралась до хутора Кудинова нынешнего
Дубовского района, он был «пограничным». От Кудинова до реки Маныч - Средний
улус. Всего в трёх улусах в это время было
4 780 кибиток. От численности калмыков Астраханских, Ставропольских и
Терских донских в
разное время было 16-18%.
В ходе
обустройства определили границы хотунов и сотен, для этой работы назначались
комиссии, в которых были три почётных старика, бакша (багша), гелюн и судья
калмыцкого правления. В Калмыкский округ входили следующие кочевья, находящиеся на современной
территории Дубовского района:
-
Эркетинское - Верхнего улуса четвёртая сотня,
- Чунусовское - (Чоносовская), Среднего улуса
первая сотня,
- Болдырская (Потаповская) - Верхнего улуса
третья сотня.
До 1846 года
было несколько иное деление на сотни: Чоносовская (Бага-Чонос, Малые волки) -
Средний улус 2-я сотня, Болдырская (Потаповская) - Средний улус 4-я сотня. В калмыцкой транскрипции: Чунусовская - Чоноса амек, Эркетинская - Эркетене амек, Потаповская
- Балдара амек.
Каждой сотней
руководил сотник и два пятидесятника, хотон возглавлял хотонный приказный. Все
избирались из служилых или отставных зажиточных калмыков на собрании населения
сотен и хуторов.
С 1836 года в слободе
Ильинке образовали новое Калмыцкое правление. Оно состояло из судьи, двух
заседателей и двух депутатов от калмыков. Судьи
и заседатели назначались из состава войсковых русских чиновников, а депутаты из
калмыков, один представлял сословие зайсангов, другой - духовенство. Правление имело печать.
Здесь же было местопребывание судебного следователя калмыцких кочевий, построили тюремное здание для арестантов и казармы для
нижних чинов при Правлении.
В 1862 году ввели станичное управление. На
станичных сборах ежегодно избирались 15 стариков для рассмотрения дел, имеющих
отношение к вере калмыков. Выборные судьи руководствовались национальными
обычаями, а также голосом совести. Местное руководство избиралось на сотенном
или хотонном собрании мужской частью населения сроком на три года. Станичные
общества получили самостоятельность в решении хозяйственно-экономических
вопросов - формирование бюджета, распределение налогов и повинностей среди
жителей станиц, заключение договоров на аренду земли, распоряжение пособиями из
войскового капитала. В компетенции станичных обществ находились социальные
функции - открытие новых школ, выделение пособий нуждающимся и другие.
Много калмыков кочевало по восточной части современного
Дубовского района на территориях хуторов: Тюльпанный, Дальний, Снежный, Вишнёвый,
Присальский, Мирный, Холостонур.
Длительное время
степняки вели кочевой образ жизни. Жилище
- кибитка, юрта монгольского типа. Стационарными постройками сначала были
землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дёрна кирпичей, со второй
половины XIX века стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и
кирпичные.
Русское
население переняло от калмыков оригинальные национальные блюда - шулюн (шулюм),
дотур, калмыцкий чай джомба - с молоком, маслом и с солью. Основным хмельным
напитком была арака, водка из молока. Писатель Н.Д. Илюмжинов приводит притчу.
Чингисхан издал грозный указ о смертной казни для тех, кто будет заниматься
приготовлением араки. Однажды он увидел в степи одинокую кибитку с дымком,
выходящим вверх. Это дряхлый старик соорудил приспособление, использовал
верблюжью кость вместо трубы. Чингисхан подумал: «Если такой древний старик
находит способ гнать араку даже под угрозой смертной казни, то с этим злом
невозможно бороться. Нужно отменить указ!» С тех пор калмыки употребляли этот
напиток при любой возможности.
В 1856
году в Калмыцком округе было 13 сотен, в которых проживало 20 635 человек.
Лошадей
числилось 31 455 голов, крупного рогатого скота - 63 766, овец - 62 297.
Колесник В.И. Последнее великое кочевье: переход
калмыков из Центральной Азии в Восточную Европу и обратно в XVII и XVIII веках.
Элиста, 2003 г. С.3.
Цапник Г.Е. Становление и развитие калмыцких казачьих
поселений на Дону. Астрахань, 2006 г. С.14.
Шовунов К.П. Калмыки
в составе российского казачества
(вторая
половина XVIII-XIX вв.) Элиста, 1992 г.
С.35.
Илюмжинов Н.Д. «Абиль». Элиста, 2003 г. С.133.
«Сборник Областного войска Донского статистического
комитета,
выпуск 4-й, 1904 г.», Новочеркасск, 1904 г. С.54.
Номады
- мигрирующие народы, живущие за счёт скотоводства.
Авлиев В.Н. Калмыцкое народонаселение в конце XIX - XX вв. Элиста, 2004 г. С.8.
Цекеева Т.Э. Социальная структура калмыцкого общества
в конце XIX - начале XX вв. Элиста, 2005 г. С.45.
Илюмжинов Н.Д. Память живая. Москва, 2009 г. С.247.