Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
ДОНСКОЕ ВЕЧЕ Вторник, 16.04.2024, 08:39
Журнал

БАЕВ ЮРИЙ АНДРЕЕВИЧ


О вывесках

1.Почему мы региональная общественная организация литераторов «ВОЛГО-ДОН»?. 

Потому, что в ее состав входят литераторы (писатели) не только г. Волгодонска, а всего юго-восточного региона области и прилегающих территорий других областей.

2.Почему журнал "Волго-Дон", а не "Пробуждение", или какое-то другое название дано журналу?

Потому, что "Волго-Дон" - это родное имя основателя не только Волгодонска или Цимлянска, но и преобразователя всего юго-восточного региона области. В истории Дона и России Волго-Дон занимает особое, только ему положенное место и мы напоминаем об этом читателям, дав журналу его имя.

Разве мало литературных журналов названо именами рек? В Ростове  - журнал "Дон", в Ленинграде - "Нева", в Красноярске - "Енисей" и т.д. А мы просто обязаны назвать свой журнал именами сразу двух великих рек, на соединении которых стоит наш,  ими же рожденный, город, - Волгодонск.

Региона, подобного Волго-Дону, в России нет, как нет и более красивого и правильного названия для нашего журнала. 

Член редколлегии журнала «ВОЛГО-ДОН», 

старейший член литературного объединения Волгодонска.

Ю. Баев.

 

Волго-Дон

(очерк)

Когда я слышу это слово или пишу на бумаге его сам, то сразу вспоминаю апрель 1957 года, когда я впервые ступил на перрон станции Добровольская, выйдя из вагона поезда Ростов - Цимлянская. Приехал сюда я не один, а вместе с матерью и еще несколькими семьями переселенцев из Горьковской области.

Было солнечное, по-летнему теплое утро 25 апреля и в душе каждого из нас, горьковчан, я видел бодрость и радость ожидания чего-то лучшего, чем было раньше.

Почти напротив вокзала, метрах в 300-х от него, стояло несколько десятков частных домиков, возле которых цвели молодые вишни и абрикосы, а рядом с поселком (его называли тогда 22-ым кварталом), зеленел настоящий луг с цветущими одуванчиками, ромашками и тюльпанами. Сам город Волгодонск был тогда еще так мал, что едва достигал Первомайского переулка, по которому ныне ходят троллейбусы на химзавод. Но было видно, что город продолжал расти, закладывались фундаменты будущих 3-4этажных домов и поднимались их стены, а в километре от городской окраины, на западе, что-то строилось. Впоследствии мы узнали, что это строится жиркомбинат (ныне - ВХЗ).

Приехали мы в Волгодонск по приглашению управления "Нижне-Дон-Госстрой", и узнав, где оно находится, поехали прямо с вокзала туда. Управление находилось в здании нынешней администрации города. В отделе кадров встретили нас хорошо и, позвонив куда надо по телефону, приказали кому-то обеспечить нас жильем и работой, а затем отправили на грузовике в "столицу" стройки Цимлянского гидроузла, поселок Ново-Соленый. Сидя в кузове машины, я любовался видом канала, обоих шлюзов, особенно 15-го шлюза с его бронзовыми всадниками, и видневшейся невдалеке величественной железобетонной плотиной Цимлянской ГЭС.

Поселок Ново-Соленый оказался больше и оживленнее Волгодонска, так как именно в нем находились тогда все учреждения, кроме райкома партии (он был в Романовке, как и райвоенкомат), начиная с милиции и нарсуда, и кончая школами и больницами. Да и жителей было в нем гораздо больше, чем в маленьком городке.

Нам с матерью дали большую, с отдельным ходом, комнату в двухэтажном доме, да еще с паровым отоплением. Работать я должен был на бетонном заводе, возле судоходного канала. Мне шел тогда двадцатый год, работы никакой я не боялся, даже соскучился по ней, так как в Горьковской области мы долго сидели без работы и без денег. Очень полюбилось новое житье и моей матери. Она быстро подружилась с соседками и громко радовалась, что магазины поселка забиты продуктами и товарами, что все дешево, а хлеб, молоко и маргарин только даром не дают.

- "Так це ж благодаря Волго-Дону, от ёго усе и пишло" - объясняла ей соседка - хохлушка.

Конечно, это не совсем верно, ибо цены тогда были низкими везде, а вот снабжение отменным и впрямь благодаря великой стройке.

 

* * *

Несколько слов непосредственно о Волго-Доне, гигантском гидрокомплексе, о масштабах и значении которого многие нынешние читатели знают или очень мало, или совсем ничего, кроме того, что Волгодонск - детище Волго-Дона.

Постараюсь кое-что дополнить с помощью архивных данных...

О соединении Волги с Доном и орошении плодородных, но засушливых районов юга, для получения высоких, устойчивых урожаев хлеба говорил еще в 1919 году В.И.Ленин, но осуществить идею вождя государству удалось лишь через 33 года, с помощью точных научных расчетов, могучей техники и гигантского труда советского народа.

Гигантская стройка Волго-Дона состояла из 3- строительных районов:  судоходный канал, Цимлянский гидроузел и оросительный канал. Предстояло вынуть и переместить более 152 миллионов кубометров грунта, а это в 6 раз больше, чем на вместе взятых Беломоро-Балтийском канале и Днепрогэсе.

Разница уровней воды Волги и Цимлянского водохранилища 88 метров и, чтобы спустить корабль из Дона в Волгу, 1-ый стройрайон должен был построить 13 шлюзов.

Известно, что знаменитый Панамский канал строился 35 лет, но и он по земляным работам был в 2 раза меньше Волго-Дона, построенного за 4 года.

Общая протяженность Волго-Донского пути 540 км., из них 101 км. приходится непосредственно на канал, с его 15-ю шлюзами. Самый крупный объект всего гидрокомплекса - это Цимлянский гидроузел. На его строительстве было вынуто и перемещено почти 80 млн. кубометров грунта, изготовлено и уложено около 2 млн. кубометров бетона, забито 14 тысяч шпунтов, смонтировано 13 тысяч тонн металлоконструкций, подготовлен бассейн будущего моря, построена полукилометровая бетонная водосливная плотина ГЭС, 13-ти километровая земляная плотина, рыбоподъемное сооружение, 14-й и 15-й шлюзы, 3,5 км. низового судоходного канала, водозаборное головное сооружение оросительного канала, порт на 6 причалов, центральный ремонтно-механический завод (ныне это ВОЭЗ), лесоперевалочная база (ныне ВКДП), судоремонтный завод на правом берегу и поселок Энергетиков (Цимлянский городок с парком, Дворцом культуры, домом отдыха и метеообсерваторией). А на левом берегу был построен Экс - поселок судоходных сооружений (ныне начальный район Волгодонска) и 174 км. железных дорог, идущих к гидроузлу от станции Морозовская и от станции Куберле.

Все это, не считая множества мелких объектов, было построено за 4 года. Тогда же, в самом начале строительства гидроузла, были построены временные поселки Ново-Соленый и Шлюзы, в которых проживало 100 тыс. заключенных и более 10 тысяч вольнонаемных работников.

 

* * *

Зачем строился Волго-Дон и что он дал народу и государству?

Да, расходы на строительство были огромные, но уже через 3 года гидрокомплекс оправдал их и стал прибыльно работать на экономику СССР. С его вводом стали открытыми самые дешевые водные пути сразу к пяти морям: Черному, Азовскому, Каспийскому, Белому и Балтийскому.

Создание Волго-Дона способствовало устранению особенно таких важных проблем, как нехватка продовольствия, электроэнергии и транспортных средств. Во-первых, огромная оросительная система напоила влагой сотни тысяч гектаров засушливых и солончаковых южных земель и позволила получать на них стабильно высокие урожаи пшеницы, кукурузы и даже риса. С приходом воды в донские степи были созданы специализированные рисосовхозы и на их заливных "чеках" стали выращиваться сотни тысяч тонн "белого золота", о котором раньше на Дону и понятия не имели. На поливных колхозных плантациях стали получать такие урожаи овощей, что их не всегда успевали собирать до осенне-зимнего ненастья.

Во-вторых, Цимлянская ГЭС, с ее мощностью 200 тысяч киловатт, была, по тем временам, большим подспорьем в энергетическом хозяйстве страны и особенно в хозяйстве Дона. С пуском ГЭС был электрифицирован весь юго-восток области, заметно выросла культура региона, а в ковыльной степи засверкал огнями новой жизни красивый городок - младенец Волгодонск.

В-третьих, самый дешевый, водный транспорт получил "зеленый свет" во все крупные водоемы и реки европейской части страны. Корабли из Черного моря пошли к промышленным районам Волги, к берегам Казахстана, Ирана, Туркмении и даже в регион Южного Урала, богатого хлебом и полезными ископаемыми. Экономия средств на дешевом транспорте была колоссальной и численные показатели ее не раз публиковались в советских журналах и газетах.

О строительстве и значении Волго-Дона написано много художественных произведений, очерков и статей такими знаменитыми литераторами, как М.А.Шолохов, Б.Н.Полевой, Ц.А.Закруткин, А.В.Калинин, Г.Ф.Шолохов - Синявский, и другие прозаики и поэты, воспевшие героический труд строителей и величие гидрокомплекса - гиганта на юге России.

За создание Волго-Дона, 6323 участника строительства, были награждены орденами и медалями, 12 из них стали Героями труда, а многие тысячи строителей - зэков получили свободу, так как за эту трудовую победу срок их заключения был сокращен в 3 раза. Множество ударников великой стройки навсегда остались в Волгодонске и в своих воспоминаниях сказали правду о людях и делах тех лет. Вот, что сказал бывший знатный экскаваторщик, кавалер ордена Ленина, Степан Алексеевич Пророков, весною 1988 года:

«- Только выполнить сменную норму и не перевыполнить ее считалось хоть и не бездельем, но и не настоящей работой. Сейчас смеются над словами: "огонь соревнования", "трудовой порыв", и не верят, что на стройке Волгодона мы отказывались от праздников и выходных не ради того, чтобы стать богаче других, а для того, чтобы сделать больше других. Цимлянский гидроузел построен не на костях, как кричат противники Волго-Дона теперь, а на невиданном трудовом всенародном энтузиазме, и не слезами строителей обмыт он, а волнами соревнования, захлестнувшими стройку... Что я знаю о зэках? Не знаю, сколько тогда было безвинных зэков, но трудились они с таким же подъемом, как и мы. Честная работа в 3 раза сокращала срок их заключения и многие осужденные стали свободными еще до конца стройки. Они любили начальника стройки Барабанова за талантливую организацию работ, понимая, что завершение стройки - это начало их свободной жизни. Кормили, одевали и обували их нормально, да и попробовал бы кто у Барабанова поджиться за их счет! Они сами могут это подтвердить, так как многие и теперь живут в Волгодонске.»

Разговаривая с участниками великой стройки, становится ясно, что Волго-Дон не просто основал наш город, а еще и обеспечил его кадрами на ближайшее будущее. Эти кадры, построив Цимлянский гидрокомплекс, не все разъехались кто куда, а часть их решила осесть в Волгодонске и продолжать строительство юного города. В основном, это были молодые люди и, вероятно, от них пошло название: "Волгодонск - город молодежи".

Необходимо отметить, что Волго-Дон дал городу еще и талантливого поэта В.В.Смиренского, который стал активным организатором городского ЛИТО, а затем и его руководителем. Биография Смиренского, в политическом отношении, не была безупречной, но его талант и борьба за чистоту и красоту русского литературного языка достойны глубокого уважения. Не трудно представить, как он, плоть от плоти русский поэт и литературовед, возмущался бы бесконечными "сленгами, брендами, хитами, файлами, шоу" и т.п. чужими, никому не нужными словечками, которые наглыми русофобами втыкаются в русский язык, как ядовитые щипы в живое, здоровое тело, чтобы обезобразить и ослабить его. И все это делается с одной целью - приучить наш народ к мысли, что "русский язык не отвечает требованиям глобального прогресса" и подлежит постепенной замене его  "более цивилизованными языками". И замена эта уже началась!

Говоря о В.В.Смиренском, следует сказать и то, что он, как литератор, был строгим судьей и своему творчеству, а поэтому его стихи всегда отличались глубиной мысли, изяществом формы и содержания.

Будем надеяться, что и нынешние прозаики и поэты не ударят лицом в грязь и сделают журнал "Волго-Дон" самым интересным и содержательным из всех изданий, когда-либо выходивших в Волгодонске.

 

* * *

Говоря о создании гигантского гидрокомплекса Волго-Дона, нельзя не сказать о рождении его проекта, о значении великой стройки и об отношении к ней жителей Дона, а также о некоторых ее руководителях.

В конце 1930х годов ЦК ВКП(б) и Совет министров СССР приняли решение о строительстве Волго-Донского канала, но работа над его проектом была на время отложена из-за надвигающейся угрозы войны с фашистами, но не забыта.

Отгремела война и вскоре после Победы академик С.Я.Жук был назначен руководителем возобновленных работ над проектом Волго-Дона. Это он рассчитал и доказал, что намытая земснарядами песчаная плотина будет такой же надежной преградой воде, как и насыпь из глинистого грунта. Такое новшество намного ускорило и удешевило работы по созданию плотины. В этом отношении Волго-Дон стал пионером в гидростроении, а его автор - главным инженером великой стройки, а по завершении ее - героем Социалистического труда и лауреатом Сталинской премии 1ой степени.

Однако самой яркой личностью на стройке Волго-Дона все участники ее дружно называли начальника крупнейшего стройрайона (Цимлянского гидроузла) Василия Арсеньевича Барабанова. Для больших советских строек этот удивительный человек был тем же, кем был маршал Г.К.Жуков для фронтов в годы войны. Кстати, первым начальником второго стройрайона был Н.Горшков, но вскоре был снят из-за неспособности руководить стройкой. В отличие от него, Барабанов был человеком гранитной твердости, выдающимся организатором и неустанно заботился о людях, за что вся стотысячная масса заключенных любовно называла его Батей.

- У меня, - говорил он в минуты откровения, - полно обязанностей и нет двух прав: права на расслабленность и права не любить и не беречь людей.

Заботу о людях он выражал приказами и делами по улучшению их быта, снабжения и условий труда. А на благодарности отвечал:

- Я не благодетель, а начальник строительства, главным объектом которого являются люди. Для меня зэк - это прежде всего человек, затем - рабочий, и лишь потом - осужденный гражданин.

Никто не знал, когда и сколько он спал, так как в глинобитном домике, в котором он жил один, без семьи1, все ночи горел свет и надрывно звонили телефоны. Лечился от переутомления крепким чаем. Высочайшая эрудиция, твердый характер, знание дела и людей, которыми он руководил, помогали Барабанову решать сложнейшие проблемы, быстро и правильно устранять всевозможные помехи, а при необходимости и наказывать их виновников2. Все писатели и журналисты, встречавшиеся с начальником строительства гидроузла, писали о нем, как о человеке с яркой, универсальной натурой, у которого голова стратега, сердце гуманиста, воля и мужество борца. Личные качества и заслуги Барабанова высоко оценило и правительство, присвоив ему, по окончании стройки, звание генерал-майора и Героя Социалистического труда.

Кроме Барабанова, за строительство Цимлянского гидроузла Золотые медали и ордена Ленина получили сварщик А.Улесов, экскаваторщик Е.Симак и инженер А.Щербинин. Орденом Ленина был награжден П.А.Зубков,  лихой водитель самосвала, первый сбросивший 5 тонн камня в проран при перекрытии русла Дона, а старший прораб Г.Шпаченко получил орден "Знак Почета" за умелую организацию работ на своем участке. Высокие награды получили и многие другие труженики-волгодонцы.

 

* * *

Несколько слов об отношении к Волго-Дону жителей региона. Население Дона, особенно молодое, с интересом встретило появление в степном захолустье невиданной по масштабу и значению стройки. Даже старики, слушая объяснения инженеров, соглашались с тем, что жить надо культурнее, но слышать не хотели о переселении в другие места. Более молодые и грамотные колхозники называли строящееся головное водозаборное сооружение оросительного канала воротами изобилия и убеждали родных дедов и отцов в целесообразности навсегда оставить свои курени и переселяться в незатопляемые места всем хутором или станицей. В основном, это им удавалось, но были и волнующие, драматические случаи.

По рассказам очевидцем, 90-летний старый казак (фамилия его не называлась) станицы Пугачевской спрятался в печи и, обливаясь слезами, просил не трогать его и дозволить умереть вместе с родной станицей.

Иначе вела себя сельская молодежь. Она тянулась к технике и культуре, сама шла на стройку. Из ее рядов, из хутора Генералова пришел строить гидроузел будущий дважды Герой труда, знаменитый сварщик Алексей Улесов.

Заполнение водохранилища началось в январе 1952 года, когда здание ГЭС и обе плотины, водосливная бетонная и земляная, были, в основном, готовыми. В зоне затопления оказались 164 населенных пункта, в которых насчиталось 13716 дворов. Люди, их имущество, а по возможности и их дома, были перемещены в недоступные воде местности. Все переселенцы получили возмещение убытков деньгами, получали стройматериалы и помощь в возведении жилья во вновь образующихся селениях. Так заново родились Цимлянская, Красноярская, Соленовская и многие другие станицы и хутора.

Навсегда остались под водой почти 10 тысяч гектаров усадеб и огородов, 700 гектаров садов и виноградников, 35 тысяч гектаров пашни, 70 тысяч гектаров сенокоса и 30 тысяч гектаров леса и кустарников. На дне моря оказались останки древней крепости Саркел. Но степи Дона богаты плодородной землей и все сельхозугодия были восстановлены  в переселившихся колхозах, сохранены все МТС.

К весне 1952 года уровень воды в водохранилище достиг проектной отметки. Образовалось степное море длиною 260км. и шириною до 36км. Строительство судоходного канала закончилось 31 мая 1952 года. Сбылась вековая народная мечта - Волга и Дон соединились! В начале июня теплоход "Прибой", ведомый капитаном Н.Г.Чернухой, прошел все Цимлянское море и через 14-й и 15-й шлюзы вышел на свободное течение Дона. 6 июня Цимлянская ГЭС дала свой первый ток. Строительство Волго-Дона было закончено на год раньше планируемого срока и с отличным качеством.

Универсальный водный путь, ГЭС, сотни тысяч гектаров орошаемых земель, десятки тысяч замечательных рабочих и талантливых руководителей дал стране Волго-Дон. Он обновил жизнь целого региона, укрепил экономическое и политическое положение СССР и, наконец, дал жизнь новому городу Волгодонску на берегу нового моря.

Величественными сооружениями Волго-Дона восхищались и зарубежные специалисты, особенно американцы, которым просто не верилось, что такую громадную гидросистему можно построить всего за 4 года и с отличным качеством. Волго-Дон - это величайшая послевоенная трудовая победа, которой гордилась и радовалась вся страна. Ее отзвуки и ныне слышны в гудках теплоходов, плывущих из Волги в Дон и обратно. И, если наш журнал "Волго-Дон" донесет эти отзвуки до читателей XXI-го века, то он сам станет историческим и романтическим гудком, напоминающим о поре создания могучего Волго-Дона и прекрасного, всем нам родного города Волгодонска.

 

Примечания:

Он жил один, без семьи1,- больная туберкулезом жена В.А.Барабанова лечилась и жила в те годы в Крыму, а дочь жила и работала в Москве. Сам он тоже не отличался богатырским здоровьем и горько шутил, что его курорт - стройка.

...Наказывать виновников2,- свою требовательность и строгость к инженерным кадрам он объяснял так: «Диплом инженера стоит дешевле билета в кино, если его владелец не новатор и плохой организатор». 

Друзья сайта
  • Академия МАИСТ
  • ВОЛГОДОНСК
  • ДОНСКОЕ ВЕЧЕ
  • ДОНСКОЕ ВЕЧЕ+
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024