|
БАЕВ ЮРИЙ АНДРЕЕВИЧ
О вывесках
1.Почему мы региональная общественная
организация литераторов «ВОЛГО-ДОН»?.
Потому, что в ее состав входят
литераторы (писатели) не только г. Волгодонска, а всего юго-восточного региона
области и прилегающих территорий других областей.
2.Почему журнал "Волго-Дон", а
не "Пробуждение", или какое-то другое название дано журналу?
Потому, что "Волго-Дон" - это
родное имя основателя не только Волгодонска или Цимлянска, но и преобразователя
всего юго-восточного региона области. В истории Дона и России Волго-Дон
занимает особое, только ему положенное место и мы напоминаем об этом читателям,
дав журналу его имя.
Разве мало литературных журналов названо
именами рек? В Ростове - журнал
"Дон", в Ленинграде - "Нева", в Красноярске -
"Енисей" и т.д. А мы просто обязаны назвать свой журнал именами сразу
двух великих рек, на соединении которых стоит наш, ими же рожденный, город, - Волгодонск.
Региона, подобного Волго-Дону, в России
нет, как нет и более красивого и правильного названия для нашего журнала. Член
редколлегии журнала «ВОЛГО-ДОН», старейший член литературного объединения
Волгодонска.
Ю. Баев.
Волго-Дон
(очерк)
Когда я слышу это слово или пишу на
бумаге его сам, то сразу вспоминаю апрель 1957 года, когда я впервые ступил на
перрон станции Добровольская, выйдя из вагона поезда Ростов - Цимлянская.
Приехал сюда я не один, а вместе с матерью и еще несколькими семьями
переселенцев из Горьковской области.
Было солнечное, по-летнему теплое утро
25 апреля и в душе каждого из нас, горьковчан, я видел бодрость и радость
ожидания чего-то лучшего, чем было раньше.
Почти напротив вокзала, метрах в 300-х
от него, стояло несколько десятков частных домиков, возле которых цвели молодые
вишни и абрикосы, а рядом с поселком (его называли тогда 22-ым кварталом),
зеленел настоящий луг с цветущими одуванчиками, ромашками и тюльпанами. Сам
город Волгодонск был тогда еще так мал, что едва достигал Первомайского
переулка, по которому ныне ходят троллейбусы на химзавод. Но было видно, что
город продолжал расти, закладывались фундаменты будущих 3-4этажных домов и
поднимались их стены, а в километре от городской окраины, на западе, что-то
строилось. Впоследствии мы узнали, что это строится жиркомбинат (ныне - ВХЗ).
Приехали мы в Волгодонск по приглашению
управления "Нижне-Дон-Госстрой", и узнав, где оно находится, поехали
прямо с вокзала туда. Управление находилось в здании нынешней администрации
города. В отделе кадров встретили нас хорошо и, позвонив куда надо по телефону,
приказали кому-то обеспечить нас жильем и работой, а затем отправили на
грузовике в "столицу" стройки Цимлянского гидроузла, поселок
Ново-Соленый. Сидя в кузове машины, я любовался видом канала, обоих шлюзов,
особенно 15-го шлюза с его бронзовыми всадниками, и видневшейся невдалеке
величественной железобетонной плотиной Цимлянской ГЭС.
Поселок Ново-Соленый оказался больше и
оживленнее Волгодонска, так как именно в нем находились тогда все учреждения,
кроме райкома партии (он был в Романовке, как и райвоенкомат), начиная с
милиции и нарсуда, и кончая школами и больницами. Да и жителей было в нем
гораздо больше, чем в маленьком городке.
Нам с матерью дали большую, с отдельным
ходом, комнату в двухэтажном доме, да еще с паровым отоплением. Работать я
должен был на бетонном заводе, возле судоходного канала. Мне шел тогда
двадцатый год, работы никакой я не боялся, даже соскучился по ней, так как в
Горьковской области мы долго сидели без работы и без денег. Очень полюбилось
новое житье и моей матери. Она быстро подружилась с соседками и громко
радовалась, что магазины поселка забиты продуктами и товарами, что все дешево,
а хлеб, молоко и маргарин только даром не дают.
- "Так це ж благодаря Волго-Дону,
от ёго усе и пишло" - объясняла ей соседка - хохлушка.
Конечно, это не совсем верно, ибо цены
тогда были низкими везде, а вот снабжение отменным и впрямь благодаря великой
стройке.
* * *
Несколько слов непосредственно о
Волго-Доне, гигантском гидрокомплексе, о масштабах и значении которого многие
нынешние читатели знают или очень мало, или совсем ничего, кроме того, что
Волгодонск - детище Волго-Дона.
Постараюсь кое-что дополнить с помощью
архивных данных...
О соединении Волги с Доном и орошении плодородных,
но засушливых районов юга, для получения высоких, устойчивых урожаев хлеба
говорил еще в 1919 году В.И.Ленин, но осуществить идею вождя государству
удалось лишь через 33 года, с помощью точных научных расчетов, могучей техники
и гигантского труда советского народа.
Гигантская стройка Волго-Дона состояла
из 3- строительных районов: судоходный
канал, Цимлянский гидроузел и оросительный канал. Предстояло вынуть и
переместить более 152 миллионов кубометров грунта, а это в 6 раз больше, чем на
вместе взятых Беломоро-Балтийском канале и Днепрогэсе.
Разница уровней воды Волги и Цимлянского
водохранилища 88 метров и, чтобы спустить корабль из Дона в Волгу, 1-ый
стройрайон должен был построить 13 шлюзов.
Известно, что знаменитый Панамский канал
строился 35 лет, но и он по земляным работам был в 2 раза меньше Волго-Дона,
построенного за 4 года.
Общая протяженность Волго-Донского пути
540 км., из них 101 км. приходится непосредственно на канал, с его 15-ю шлюзами.
Самый крупный объект всего гидрокомплекса - это Цимлянский гидроузел. На его
строительстве было вынуто и перемещено почти 80 млн. кубометров грунта,
изготовлено и уложено около 2 млн. кубометров бетона, забито 14 тысяч шпунтов,
смонтировано 13 тысяч тонн металлоконструкций, подготовлен бассейн будущего
моря, построена полукилометровая бетонная водосливная плотина ГЭС, 13-ти
километровая земляная плотина, рыбоподъемное сооружение, 14-й и 15-й шлюзы, 3,5
км. низового судоходного канала, водозаборное головное сооружение оросительного
канала, порт на 6 причалов, центральный ремонтно-механический завод (ныне это
ВОЭЗ), лесоперевалочная база (ныне ВКДП), судоремонтный завод на правом берегу
и поселок Энергетиков (Цимлянский городок с парком, Дворцом культуры, домом
отдыха и метеообсерваторией). А на левом берегу был построен Экс - поселок
судоходных сооружений (ныне начальный район Волгодонска) и 174 км. железных
дорог, идущих к гидроузлу от станции Морозовская и от станции Куберле.
Все это, не считая множества мелких
объектов, было построено за 4 года. Тогда же, в самом начале строительства
гидроузла, были построены временные поселки Ново-Соленый и Шлюзы, в которых
проживало 100 тыс. заключенных и более 10 тысяч вольнонаемных работников.
* * *
Зачем строился Волго-Дон и что он дал
народу и государству?
Да, расходы на строительство были
огромные, но уже через 3 года гидрокомплекс оправдал их и стал прибыльно
работать на экономику СССР. С его вводом стали открытыми самые дешевые водные
пути сразу к пяти морям: Черному, Азовскому, Каспийскому, Белому и Балтийскому.
Создание Волго-Дона способствовало
устранению особенно таких важных проблем, как нехватка продовольствия,
электроэнергии и транспортных средств. Во-первых, огромная оросительная система
напоила влагой сотни тысяч гектаров засушливых и солончаковых южных земель и
позволила получать на них стабильно высокие урожаи пшеницы, кукурузы и даже
риса. С приходом воды в донские степи были созданы специализированные
рисосовхозы и на их заливных "чеках" стали выращиваться сотни тысяч
тонн "белого золота", о котором раньше на Дону и понятия не имели. На
поливных колхозных плантациях стали получать такие урожаи овощей, что их не
всегда успевали собирать до осенне-зимнего ненастья.
Во-вторых, Цимлянская ГЭС, с ее мощностью
200 тысяч киловатт, была, по тем временам, большим подспорьем в энергетическом
хозяйстве страны и особенно в хозяйстве Дона. С пуском ГЭС был электрифицирован
весь юго-восток области, заметно выросла культура региона, а в ковыльной степи
засверкал огнями новой жизни красивый городок - младенец Волгодонск.
В-третьих, самый дешевый, водный
транспорт получил "зеленый свет" во все крупные водоемы и реки
европейской части страны. Корабли из Черного моря пошли к промышленным районам
Волги, к берегам Казахстана, Ирана, Туркмении и даже в регион Южного Урала,
богатого хлебом и полезными ископаемыми. Экономия средств на дешевом транспорте
была колоссальной и численные показатели ее не раз публиковались в советских
журналах и газетах.
О строительстве и значении Волго-Дона
написано много художественных произведений, очерков и статей такими знаменитыми
литераторами, как М.А.Шолохов, Б.Н.Полевой, Ц.А.Закруткин, А.В.Калинин,
Г.Ф.Шолохов - Синявский, и другие прозаики и поэты, воспевшие героический труд
строителей и величие гидрокомплекса - гиганта на юге России.
За создание Волго-Дона, 6323 участника
строительства, были награждены орденами и медалями, 12 из них стали Героями труда,
а многие тысячи строителей - зэков получили свободу, так как за эту трудовую
победу срок их заключения был сокращен в 3 раза. Множество ударников великой
стройки навсегда остались в Волгодонске и в своих воспоминаниях сказали правду
о людях и делах тех лет. Вот, что сказал бывший знатный экскаваторщик, кавалер
ордена Ленина, Степан Алексеевич Пророков, весною 1988 года:
«- Только выполнить сменную норму и не
перевыполнить ее считалось хоть и не бездельем, но и не настоящей работой.
Сейчас смеются над словами: "огонь соревнования", "трудовой
порыв", и не верят, что на стройке Волгодона мы отказывались от праздников
и выходных не ради того, чтобы стать богаче других, а для того, чтобы сделать
больше других. Цимлянский гидроузел построен не на костях, как кричат
противники Волго-Дона теперь, а на невиданном трудовом всенародном энтузиазме, и
не слезами строителей обмыт он, а волнами соревнования, захлестнувшими
стройку... Что я знаю о зэках? Не знаю, сколько тогда было безвинных зэков, но
трудились они с таким же подъемом, как и мы. Честная работа в 3 раза сокращала
срок их заключения и многие осужденные стали свободными еще до конца стройки.
Они любили начальника стройки Барабанова за талантливую организацию работ,
понимая, что завершение стройки - это начало их свободной жизни. Кормили,
одевали и обували их нормально, да и попробовал бы кто у Барабанова поджиться
за их счет! Они сами могут это подтвердить, так как многие и теперь живут в
Волгодонске.»
Разговаривая с участниками великой
стройки, становится ясно, что Волго-Дон не просто основал наш город, а еще и
обеспечил его кадрами на ближайшее будущее. Эти кадры, построив Цимлянский
гидрокомплекс, не все разъехались кто куда, а часть их решила осесть в
Волгодонске и продолжать строительство юного города. В основном, это были
молодые люди и, вероятно, от них пошло название: "Волгодонск - город молодежи".
Необходимо отметить, что Волго-Дон дал городу
еще и талантливого поэта В.В.Смиренского, который стал активным организатором
городского ЛИТО, а затем и его руководителем. Биография Смиренского, в
политическом отношении, не была безупречной, но его талант и борьба за чистоту
и красоту русского литературного языка достойны глубокого уважения. Не трудно
представить, как он, плоть от плоти русский поэт и литературовед, возмущался бы
бесконечными "сленгами, брендами, хитами, файлами, шоу" и т.п.
чужими, никому не нужными словечками, которые наглыми русофобами втыкаются в
русский язык, как ядовитые щипы в живое, здоровое тело, чтобы обезобразить и
ослабить его. И все это делается с одной целью - приучить наш народ к мысли,
что "русский язык не отвечает требованиям глобального прогресса" и
подлежит постепенной замене его
"более цивилизованными языками". И замена эта уже началась!
Говоря о В.В.Смиренском, следует сказать
и то, что он, как литератор, был строгим судьей и своему творчеству, а поэтому
его стихи всегда отличались глубиной мысли, изяществом формы и содержания.
Будем надеяться, что и нынешние прозаики
и поэты не ударят лицом в грязь и сделают журнал "Волго-Дон" самым
интересным и содержательным из всех изданий, когда-либо выходивших в
Волгодонске.
* * *
Говоря о создании гигантского
гидрокомплекса Волго-Дона, нельзя не сказать о рождении его проекта, о значении
великой стройки и об отношении к ней жителей Дона, а также о некоторых ее
руководителях.
В конце 1930х годов ЦК ВКП(б) и Совет
министров СССР приняли решение о строительстве Волго-Донского канала, но работа
над его проектом была на время отложена из-за надвигающейся угрозы войны с
фашистами, но не забыта.
Отгремела война и вскоре после Победы
академик С.Я.Жук был назначен руководителем возобновленных работ над проектом
Волго-Дона. Это он рассчитал и доказал, что намытая земснарядами песчаная
плотина будет такой же надежной преградой воде, как и насыпь из глинистого
грунта. Такое новшество намного ускорило и удешевило работы по созданию плотины.
В этом отношении Волго-Дон стал пионером в гидростроении, а его автор - главным
инженером великой стройки, а по завершении ее - героем Социалистического труда
и лауреатом Сталинской премии 1ой степени.
Однако самой яркой личностью на стройке
Волго-Дона все участники ее дружно называли начальника крупнейшего стройрайона
(Цимлянского гидроузла) Василия Арсеньевича Барабанова. Для больших советских
строек этот удивительный человек был тем же, кем был маршал Г.К.Жуков для
фронтов в годы войны. Кстати, первым начальником второго стройрайона был
Н.Горшков, но вскоре был снят из-за неспособности руководить стройкой. В
отличие от него, Барабанов был человеком гранитной твердости, выдающимся
организатором и неустанно заботился о людях, за что вся стотысячная масса
заключенных любовно называла его Батей.
- У меня, - говорил он в минуты
откровения, - полно обязанностей и нет двух прав: права на расслабленность и
права не любить и не беречь людей.
Заботу о людях он выражал приказами и
делами по улучшению их быта, снабжения и условий труда. А на благодарности
отвечал:
- Я не благодетель, а начальник
строительства, главным объектом которого являются люди. Для меня зэк - это
прежде всего человек, затем - рабочий, и лишь потом - осужденный гражданин.
Никто не знал, когда и сколько он спал,
так как в глинобитном домике, в котором он жил один, без семьи1,
все ночи горел свет и надрывно звонили телефоны. Лечился от переутомления
крепким чаем. Высочайшая эрудиция, твердый характер, знание дела и людей, которыми
он руководил, помогали Барабанову решать сложнейшие проблемы, быстро и
правильно устранять всевозможные помехи, а при необходимости и наказывать их
виновников2. Все писатели и журналисты, встречавшиеся с
начальником строительства гидроузла, писали о нем, как о человеке с яркой,
универсальной натурой, у которого голова стратега, сердце гуманиста, воля и
мужество борца. Личные качества и заслуги Барабанова высоко оценило и
правительство, присвоив ему, по окончании стройки, звание генерал-майора и
Героя Социалистического труда.
Кроме Барабанова, за строительство
Цимлянского гидроузла Золотые медали и ордена Ленина получили сварщик А.Улесов,
экскаваторщик Е.Симак и инженер А.Щербинин. Орденом Ленина был награжден
П.А.Зубков, лихой водитель самосвала,
первый сбросивший 5 тонн камня в проран при перекрытии русла Дона, а старший
прораб Г.Шпаченко получил орден "Знак Почета" за умелую организацию
работ на своем участке. Высокие награды получили и многие другие труженики-волгодонцы.
* * *
Несколько слов об отношении к Волго-Дону
жителей региона. Население Дона, особенно молодое, с интересом встретило
появление в степном захолустье невиданной по масштабу и значению стройки. Даже
старики, слушая объяснения инженеров, соглашались с тем, что жить надо
культурнее, но слышать не хотели о переселении в другие места. Более молодые и
грамотные колхозники называли строящееся головное водозаборное сооружение
оросительного канала воротами изобилия и убеждали родных дедов и отцов в
целесообразности навсегда оставить свои курени и переселяться в незатопляемые
места всем хутором или станицей. В основном, это им удавалось, но были и
волнующие, драматические случаи.
По рассказам очевидцем, 90-летний старый
казак (фамилия его не называлась) станицы Пугачевской спрятался в печи и,
обливаясь слезами, просил не трогать его и дозволить умереть вместе с родной
станицей.
Иначе вела себя сельская молодежь. Она
тянулась к технике и культуре, сама шла на стройку. Из ее рядов, из хутора
Генералова пришел строить гидроузел будущий дважды Герой труда, знаменитый
сварщик Алексей Улесов.
Заполнение водохранилища началось в
январе 1952 года, когда здание ГЭС и обе плотины, водосливная бетонная и
земляная, были, в основном, готовыми. В зоне затопления оказались 164
населенных пункта, в которых насчиталось 13716 дворов. Люди, их имущество, а по
возможности и их дома, были перемещены в недоступные воде местности. Все
переселенцы получили возмещение убытков деньгами, получали стройматериалы и
помощь в возведении жилья во вновь образующихся селениях. Так заново родились
Цимлянская, Красноярская, Соленовская и многие другие станицы и хутора.
Навсегда остались под водой почти 10
тысяч гектаров усадеб и огородов, 700 гектаров садов и виноградников, 35 тысяч
гектаров пашни, 70 тысяч гектаров сенокоса и 30 тысяч гектаров леса и
кустарников. На дне моря оказались останки древней крепости Саркел. Но степи
Дона богаты плодородной землей и все сельхозугодия были восстановлены в переселившихся колхозах, сохранены все МТС.
К весне 1952 года уровень воды в
водохранилище достиг проектной отметки. Образовалось степное море длиною 260км.
и шириною до 36км. Строительство судоходного канала закончилось 31 мая 1952
года. Сбылась вековая народная мечта - Волга и Дон соединились! В начале июня
теплоход "Прибой", ведомый капитаном Н.Г.Чернухой, прошел все
Цимлянское море и через 14-й и 15-й шлюзы вышел на свободное течение Дона. 6
июня Цимлянская ГЭС дала свой первый ток. Строительство Волго-Дона было
закончено на год раньше планируемого срока и с отличным качеством.
Универсальный водный путь, ГЭС, сотни
тысяч гектаров орошаемых земель, десятки тысяч замечательных рабочих и
талантливых руководителей дал стране Волго-Дон. Он обновил жизнь целого
региона, укрепил экономическое и политическое положение СССР и, наконец, дал
жизнь новому городу Волгодонску на берегу нового моря.
Величественными сооружениями Волго-Дона
восхищались и зарубежные специалисты, особенно американцы, которым просто не верилось,
что такую громадную гидросистему можно построить всего за 4 года и с отличным
качеством. Волго-Дон - это величайшая послевоенная трудовая победа, которой
гордилась и радовалась вся страна. Ее отзвуки и ныне слышны в гудках теплоходов,
плывущих из Волги в Дон и обратно. И, если наш журнал "Волго-Дон"
донесет эти отзвуки до читателей XXI-го века, то он
сам станет историческим и романтическим гудком, напоминающим о поре создания
могучего Волго-Дона и прекрасного, всем нам родного города Волгодонска.
Примечания:
Он жил один, без семьи1,- больная
туберкулезом жена В.А.Барабанова лечилась и жила в те годы в Крыму, а дочь жила
и работала в Москве. Сам он тоже не отличался богатырским здоровьем и горько
шутил, что его курорт - стройка.
...Наказывать виновников2,- свою
требовательность и строгость к инженерным кадрам он объяснял так: «Диплом
инженера стоит дешевле билета в кино, если его владелец не новатор и плохой
организатор».
| |